В конце января премьер-министр Владимир Путин предложил на 5-10 лет закрывать границу России для тех, кто злостно нарушает миграционное законодательство. Еще некоторые предложения в сфере миграционной политики премьер обозначил в одной из своих программных статей. Как показал социологический опрос, большинство россиян эти инициативы поддерживают. Так, по данным ВЦИОМа, 79 процентов респондентов согласны с тем, что необходимо предотвратить появление в России замкнутых национальных анклавов, живущих обособленно. Ужесточение миграционного законодательства, правил регистрации и санкций за их нарушение также одобряет большинство россиян.
Накануне представители Высшей школы экономики представили социологическое исследование, демонстрирующее отношение россиян к вопросам миграции. Его по заказу ВШЭ провел Фонд «Общественное мнение». В исследовании приняли участие 24,5 тысячи россиян. Результаты его были озвучены на пресс-конференции «Миграция: за и против».
Россияне не готовы оплачивать экзамен по русскому для мигрантов
Как отметил замдиректора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко, представления наших сограждан о миграции и о мигрантах довольно размыты. Кто-то из опрошенных под словом «мигранты» подразумевает людей, которые приехали на временные заработки. Но в большей степени россияне воспринимают мигрантов как тех людей, которые намерены остаться здесь надолго. Интересно, что значительной части наших сограждан не хотелось бы, чтобы дети мигрантов учились в одной школе с их детьми. Хотя многие из этих детей уже либо сами являются гражданами РФ, либо имеют вид на жительство.
Немалая часть опрошенных считает, что мигранты могут сохранить свои обычаи и свой уклад, живя в России. Но только в частной жизни, чтобы все эти традиции и устои не выходили за пределы семьи или общины. Что касается обучения приезжих русскому языку, то здесь мнение россиян разделилось. 60 процентов считают, что мигранты должны сдавать экзамен по русскому, 40 процентов уверены, что он не нужен. Так или иначе, подавляющее большинство опрошенных сходится в одном: средства на обучение и на проведение экзаменов не должны выделяться за счет налогоплательщиков.
По мнению ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, мигранты, которые приезжают к нам надолго, должны сдавать экзамены. «Мы должны сделать условием приезда и работы в России выполнение минимальных требований по культурной и социальной адаптации. Если человек приехал в нашу страну и хочет в ней работать, он должен сдать экзамены по русскому языку, основам нашей истории, культуры и права», – уверен он.
Однако доводить до абсурда не стоит: если мигрант приехал на две недели, чтобы, например, смонтировать какую-то конструкцию, он может обойтись и без русского языка. Впрочем, по словам Кузьминова, незнание языка чревато негативными последствиями для самого мигранта. Он вполне может стать жертвой недобросовестного работодателя.
«Когда человек живет здесь год и больше, ходит по улицам, и может общаться только с такими же, как он – он сам попадает в рабство к человеку, который здесь представляет его интересы, – сказал Кузьминов. – Требования к знанию русского языка тем людям, которые возобновляют свои трудовые взаимоотношения здесь, необходимо и с точки зрения защиты его человеческих интересов, и с точки зрения культурного самочувствия нашего общества».
Стереотипы о приезжих
По словам Михаила Денисенко, в обществе устоялся стереотип, что труд мигрантов достаточно дешев, поэтому его и используют довольно часто. При этом, отмечает он, наши сограждане прекрасно понимают, что мигранты работают у нас в стране там, где сами россияне работать не хотели бы. К тому же, участники опроса отмечали, что, по их мнению, трудовые мигранты у нас в стране зачастую бесправны перед работодателем.
Лозунг «Россия для русских» поддерживает меньшинство – 10 процентов опрошенных. «Такая крайность для нашего населения не характерна. Достаточно значительная часть относится терпимо к представителям других этнических групп», – сказал Денисенко. Хотя уровень терпимости тоже различается: так, наиболее лояльно россияне относятся к гостям из Молдавии и Украины, менее лояльно – к выходцам с Кавказа. Так или иначе, исследование свидетельствует: каждая вторая семья среднего класса в России хоть раз, да нанимала мигрантов для каких-либо работ.
Москва глазами мигрантов
Директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, в свою очередь, представил исследование точки зрения другой стороны. Фонд «Добрососедство» по заказу ФМС опросил порядка 450 трудовых мигрантов – молодых людей из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, которые работают в Москве и области. Подавляющее большинство из них приехали на временные заработки и собираются вернуться на Родину.
По данным опроса, 62 процента респондентов нашли работу и жилье в Москве или Подмосковье через своих родных и знакомых. Самостоятельно, без чьей-либо помощи нашли работу и жилье только 7,5 процента. Треть опрошенных признались, что знакомые и родственники помогли им получить необходимые для работы документы. «Под родственниками и знакомыми мы понимаем их соотечественников, которые оказывают и возмездные услуги. То есть это посредники, которые создают нам самые большие проблемы», – пояснил Ромодановский.
Закономерным итогом таких «родственных» отношений является то, что в 63 процентах случаев работают мигранты без трудового договора; 67 процентов иностранных работников при этом сталкиваются с невыплатой заработной платы.
«Это исследование выявило весьма высокий уровень доверия мигрантов к своим неформальным землячествам – если сравнивать их с формальными», – подчеркнул Ромодановский. По его словам, 72 процента мигрантов никогда не посещали официально зарегистрированные национальные объединения. Уровень знания русского языка среди мигрантов, между тем, неуклонно снижается.
К тому же, 92 процента мигрантов предпочитают проводить свободное время среди своих соотечественников. «Это такой угрожающий момент, если мы говорим об их интеграции. Все-таки, не даем мы им возможности пошире проникать в наше общество, – отметил глава ФМС. – Это не очень хорошо». По его словам, только 5 процентов респондентов, работающих в сфере ЖКХ и общественного питания, заявляют, что смогли полностью приспособиться к жизни в Москве.
Ромодановский озвучил еще некоторые цифры: 49 процентов опрошенных мигрантов заявляют, что были свидетелями плохого отношения к приезжим, при этом 96 процентов никогда не испытывали насилия по отношению к себе. Каждый третий мигрант когда-либо сталкивался с вымогательством взятки. 1 процент опрошенных заявляет, что никогда не чувствует себя в Москве в безопасности. И практически все приезжие, несмотря на трудности, с которыми им пришлось столкнуться, заявляют, что не жалеют о приезде в Россию.
ФМС: нарушителей надо не сажать в тюрьму, а просто не пускать к себе
Руководитель ФМС сообщил, что ведомство готовит предложения правительству РФ, направленные на ужесточение ответственности за нелегальную миграцию. Они касаются, в первую очередь тех, кто ее организует, и тех, кто пользуется незаконным трудом мигрантов, подчеркнул Ромодановский.
«Для самих мигрантов мы предлагаем увеличить срок недопуска на нашу территорию – тех, кто злостно нарушает законодательство РФ. Если иностранный гражданин дважды нарушит миграционное законодательство в течение года, это является рецидивом», – отметил он. Сейчас такому рецидивисту закрывают въезд на 3 года, предлагается увеличить этот срок до 5 лет.
В случае выдворения сейчас иностранный гражданин не допускается на территорию России в течение 5 лет. Этот срок ФМС предлагает увеличить вдвое. «Выдворяют злостных нарушителей. Это не человек, по незнанию оступившийся и что-то нарушивший, – пояснил Ромодановский. – У меня предложение такое: не сажать в тюрьму, а оставить дома, не пускать к себе в гости. Я думаю, что это подход гуманный».
Ярослав Кузьминов, в свою очередь, предложил создавать специальные центры, которые бы упростили бы процедуру регистрации мигрантов по месту пребывания. «Институт прописки плохо работает, надо упрощать порядок аренды жилья», – уверен он.